Поиск по сайту
Подписка на рассылку

Л.Г.Антипенко "Слово о русской цивилизации"

7.   В области философии достижения русской цивилизации соотносятся главным образом с «Философией общего дела» Н.Ф. Фёдорова (1829–1903), с критическим осмыслением и переосмыслением его идей. Практически не вызывает возражений  концепция Фёдорова, согласно которой Природа должна восприниматься нами уже не просто как икона Бога, а как храм Божий. Небесный свод, расположенный над нами, Фёдоров рассматривал как звёздный купол горнего храма. Человек, по мнению автора «Философии общего Дела», выделяется на фоне остального животного мира Земли, помимо всего прочего, тем, что у него есть тяга в высь, которая делает его прямоходячим, бипедным. Главное, однако, что нас интересует здесь  в учении Фёдорова, – это явное, бескомпромиссное  отрицание культа первородного греха, т.е. культа, ведущего к смерти,  культа, не совместимого с религиозным сознанием, присущим представителям русской цивилизации. «Отношением к смерти, – писал по этому поводу Н.А. Сетницкий, – проверяет он все построения религии, заявляя, что «искусство скрывать смерть составляет самое существенное свойство мёртвой религии»» [14;686]. (Нетрудно догадаться, что под «мёртвой религией» имеется в виду иудеохристианство). Поэтому, полагал Фёдоров,  если удастся окончательно избавиться от этой мертвящей, ложной религиозной установки, будет открыт путь к преодолению смертоносной силы природы.

Исследователи творческого наследия Фёдорова отмечают, однако, что идею бессмертия он довёл до каких-то крайних, потрясающих человеческое воображение, пределов, оформив её в своём проекте воскрешения мёртвых. Характерно в этом отношении высказывание того же Сетницкого: «Вполне можно согласиться со всеми, кто писал когда-либо о Фёдорове, что в его писаниях дано наиболее дерзновенное и возвышенное построение из числа всех известных в истории» (Pro et contra, с.676). Тем не менее, как бы то там ни было,  фёдоровская установка на  приоритет нравственного над физическим, нравственных принципов, непримиримых с фатализмом смерти, над известными физическими  законами получила признание в контексте универсально-православного мировоззрения.

К тому же,  вскоре после смерти Фёдорова у ряда наших выдающихся мыслителей возникло понимание, что на пути к решению  поставленной им задачи стоит проблема овладения временем. Овладеть временем значит, в контексте универсально-православного мировоззрения, научиться управлять его созидательной, антиэнтропийной компонентой, направляемой на предотвращение необратимых, казалось бы, разрушительных процессов. Решению проблемы в таком аспекте посвящены исследования  В.Н. Муравьёва (1885–1832), Н.В. Устрялова (1890–1938), П.С. Боранецкого (1900– после 1965 г.). Основные результаты исследований Муравьёва изложены в его книге «Овладение временем» [15]. Взгляды Устрялова по данному вопросу наиболее полно выражены в отдельной брошюре «Проблема прогресса» [16].  Что касается  Боранецкого, о нём в нашей стране стало известно  совсем недавно, после того, как был открыт доступ к его сочинениям в библиотечном спецхране.

Данные относительно его биографии очень скудны. Известно лишь, что он, инженер по образованию, родился в 1900 году, ушёл из жизни после 1965 года. Эмигрировал из СССР в 1930 году. Судя  по фамилии  и  её написанию – белорус. Одним из основных его произведений  является книга «О самом  важном (Конечное назначение человека)» [17]. После отъезда из СССР  жил во Франции и там издавал  журнал «Третья Россия». Первые два номера журнала вышли в 1932 году, девятый   и последний – в 1939 году. Как публицист участвовал в издании эмигрантской газеты «Свершения».

В его оптимистическом, по своему характеру, мировоззрению, которое сам Боранецкий  называет прометеизмом,  Бог предстаёт не как некая потусторонняя сила, в руках которой находится судьба человека («без воли Божьей ни один волос не упадёт с головы человека», говорят католики), а как со-трудник, со-творец, со-зидатель человека. Здесь мы узнаём идею  Иоанна Кассиана Римлянина! Но Боранецкий её уточняет, показывает, как устанавливается двусторонняя  связь между человеком и Богом.   Прометей, по Боранецкому, похищает огонь у Бога, и это деяние восхищает Бога. Это равносильно тому, как человек, восхищаясь прекрасной женщиной, в своём духовном и душевном настроении поднимается в высь. И прометеевский  Бог награждает за это  человека, ибо Ему-то как раз и присуще высшее эстетическое чувство. Опять же человек и Бог сотрудничают в области  эстетики художественного и научного творчества.     

Заметим по ходу изложения,   что в своём прометеизме  автор отходит от традиционной интерпретации легенды о Прометее. А бытовала она раньше потому,  что олимпийские боги древней Эллады, пришедшие на смену титанам, были наделены чертами человеческой злобы и зависти.

Глубокие философские исследования Петра Степановича дополнялись его общественно-политической деятельностью. Есть основания полагать, что он, наряду с Устряловым, выполнял функцию «тайного советника вождя».

Назад 1 2 3 4 5 6 <7> 8 9 10 Вперед