Поиск по сайту
Подписка на рассылку

Л.Г.Антипенко "Слово о русской цивилизации"

5.   Далее мы опишем типично-характерные для русской цивилизации достижения в трёх областях культурной деятельности – в экономике и экономической науке, в  математике и естествознании и, наконец, в области философии.

Наибольшая заслуга в достижениях отечественной экономической мысли принадлежит  С.А. Подолинскому (1850–1891). Подолинский перенёс тот метод исследования, который был применён К.Н. Леонтьевым в социологии, на экономику. В связи с этим он пришёл к выводу, что должны быть пересмотрены основания классической политэкономии с учётом – количественно и качественно определяемых – энергетических затрат в трудовой деятельности.

Известно, что центральным ядром классической политэкономии является трудовая теория стоимости. Её виднейшие представители (Адам Смит и др.) утверждали, что источником богатства народов, т.е. всей накапливаемой стоимости полезных вещей, служит человеческий труд. По количеству затраченного труда можно было, как полагали, судить о величине потребляемой стоимости. Труд приобретал статус той единой «субстанции», размер которой отождествлялся с величиной стоимости. Но прежние политэкономы не задумывались над тем,  чем должна расплачиваться за трудовую выработку полезных для человека вещей окружающая природная среда, земная природа.

Не отвергая полностью трудовую теорию стоимости, Подолинский  внёс в неё серьёзнейшие коррективы. Прежде всего  он констатировал,  что всякий труд представляет собой работу, связанную с превращениями энергии.  Энергетический критерий трудовой деятельности позволяет расширить понятие труда и увидеть, что  труд  совершается во многих природных процессах и без участия человека.  Трудовые природные процессы и отличаются от всех прочих процессов как раз тем, что они   являются источником стоимости. А  убедиться в том,  что такие процессы реально существуют, нетрудно. Достаточно обратить внимание на активную жизнь обычных растений, на их работу по аккумуляции, посредством зелёных листьев, солнечной энергии.

Подолинский сделал вывод: природа (как видно на примере работы зелёных растений)  учит человека тем ценным  видам труда, которые ведут к накоплению превратимой энергии, т.е. такой энергии, которая может быть использована для проведения дальнейшей работы. (На современном физическом языке превратимую, в смысле Подолинского, энергию называют низкоэнтропийной энергией). Совершив для себя это открытие, он далее показал, что человеческий труд не однороден, он подразделяется на труд производительный и труд  расточительный. «Труд, – писал автор, имея в виду хороший, производительный труд, – есть понятие положительное, заключающееся всегда в потреблении механической или психической работы, имеющей непременным результатом увеличение превратимой энергии или сохранение от рассеяния такой энергии, которая при своём потреблении будет иметь последствием увеличение запаса энергии» [6;37].   Расточительный труд, напротив, оставляет после себя обесцененную, хаотизированную энергию, не могущую быть потреблённой на  последующих этапах проведения тех или иных полезных работ. Но результат расточительного труда  не ограничивается  лишь обесцениванием энергии. Хаотизируется, подвергается экологическому загрязнению природная среда. В глобальных масштабах  расточительный труд приводит к экологическому  кризису, который может перерасти, в конце концов, если иметь в виду современные  условия  экономического производства, в экологическую катастрофу.

Если К.Н. Леонтьев своевременно указывал на опасность хаотической деградации общества, то С.А. Подолинский также своевременно обращал внимание на опасность распространения социального хаоса на  природу. Причины того и другого были сведены к одной главной – к ослаблению духовной дисциплины в социуме.

Впоследствии В.И. Вернадский и П.А. Флоренский подтвердили политэкономические выводы Подолинского относительно возможности переустройства общечеловеческой цивилизации так, чтобы в ней труд созидательный существенно преобладал над трудом расточительным. Такую возможность демонстрирует,  как они доказали, так называемый биосферный (биосферический) опыт – опыт функционирования земной биосферы, которая в процессе своего прогрессивного развития накапливает свободную, т.е. превратимую, по терминологии Подолинского, энергию [7;487–488].

В  XIX  столетии Западные учёные, опираясь на физические законы классической термодинамики, пришли к пессимистическому выводу о неизбежности тепловой смерти Вселенной. Такое заключение сделал, в частности, немецкий физик Р. Клаузиус. Представляя Вселенную замкнутой системой, он доказывал, что все имеющиеся в ней виды энергии, подчиняясь второму началу термодинамики,  должны в конце концов перейти в энергию теплового движения. Равномерное распределение энергии по всему веществу Вселенной привело бы к тому, что в ней прекратились бы все макроскопические процессы. Это – конец жизни, конец всякой цивилизации.

Научные открытия, сделанные отечественными мыслителями в рамках русской цивилизации, опровергают такой прогноз. Первый шаг на пути победы над смертью сделан: это – обращение вспять процессов деградации энергии, энергетическое «воскресение» (К.Н. Леонтьев, С.А. Подолинский, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский).

Назад 1 2 3 4 <5> 6 7 8 9 10 Вперед