Поиск по сайту
Подписка на рассылку

Л.Г.Антипенко "Слово о русской цивилизации"

10. Постановка задачи об изучении особенностей русской цивилизации стимулирована запросами геополитики. Но она имеет не только геополитическое значение. Быть или не быть России как государству, построенному на принципах русской цивилизации, вот главный вопрос, внесённый сегодня в повестку дня. Раньше такой постановки вопроса не было. Вообще проблему изучения русской цивилизации подменяли проблемой описания этнических характеристик русского народа и других народов, проживающих вместе с ним. Понятие культурно-исторического типа, введённое в социологический оборот Н.Я. Данилевским, могло бы со временем перерасти в понятие цивилизации, но его впоследствии смешали с этносом (например, у Л.Н. Гумилёва). Стали оценивать календарные сроки жизни того или иного этноса, не понимая того, что историческое время, по законам которого возникают и  гибнут отдельные цивилизации, не совпадает с механически отсчитываемым временем. Но не ясно ли, что судьба этноса определяется судьбой той цивилизации, к которой он принадлежит?

[Справедливости ради стоит отметить, что, например, Н.О. Лосский, написавший очерки «Характер русского народа», что этнос и цивилизация – разные вещи и поэтому есть две разные задачи – низшая и высшая. Решение второй он откладывал на будущее. «В своих заметках, – писал он, – я буду иметь в виду душу отдельных русских людей, а не душу русской нации как целого, или душу России как государства» [26; 3].]  

В содержание цивилизации входит всё, начиная с того, «Что думает старуха, когда ей не спится» (Н.А. Некрасов), и кончая Воображаемой геометрией Лобачевского. Но главное – это её религиозный аспект. Без его учёта понять сущность как русской, так и любой другой цивилизации невозможно. Для русской цивилизации решение религиозного вопроса было связано, как уже говорилось выше, с принятием одной из двух альтернатив: культ смерти или культ жизни (восстание против смерти). В.В. Зеньковский (1881–1962), в числе других представителей национальной русской культуры, прямо указывал вслед за В.В. Розановым на необходимость размежевания с мёртвой религией, отхода от того варианта христианства, который как раз грешит культом смерти и страданий. А в книге Розанова «Около церковных стен» речь идёт о том, чтобы избавиться от  великого недоразумения, «которое в судьбах христианства образовалось около момента Голгофы», ибо «из подражания Христу и именно в моменте Голгофы образовалось неутолимое искание страданий». Через это «весь акт искупления прошёл мимо человека и рухнул в бездну, в пустоту – никого и ничего не спасая» [27;461].

Подражание ложному образу Христа – это то, что усиленно насаждают среди нас недруги русской цивилизации. Но они не в состоянии закрыть путь к  истинным знаниям о Нём, о том царствии Небесном, к которому Он призывал.  Христос, как писал Хаустон Стюарт Чемберлен, далёк от того, чтобы считать ненавистной эту земную жизнь, переживаемую по воле Божьей и под Его всевидящим оком. Он начинает её как путь к вечности, как узкие врата, через которые мы вступаем в царствие Небесное. А что такое царствие Небесное? Нирвана? Воображаемый рай? Купленная награда за дела, совершаемые на земле? «Ответ на это, – уверенно утверждает Чемберлен,– даёт Христос в одном слове,  которое, несомненно, сохранено для  нас в подлинном виде, т.к. оно ранее никем не было произнесено и, очевидно, не было понято никем из Его учеников, а тем менее  выдумано, – это слово на  таких могучих крыльях так опередило медленное развитие человеческого знания, что смысл его до сих пор ещё понятен  не всем  <...>. Христос сказал: «Не придёт царствие Божие приметным образом, и не  скажут: вот, оно здесь, или: вот, там! Ибо царствие Божие внутри  вас есть» (Лука, 17; 20)» [28; 22–21].

Конфуций сказал: «Мудрый правитель первым делом должен называть вещи правильными именами. Ведь если вещи будут именоваться неправильно, слова потеряют силу, и ни одно дело нельзя будет довести до конца. А если мы не сможем исполнять свой долг, ритуалы и музыка придут в расстройство. Если же погибнут ритуалы и музыка, преступления не повлекут за собой наказаний. А если уж окажется невозможным применять законы, простолюдины будут ввергнуты в смятение. <...>. Благородный муж не позволит себе быть небрежным в речи. Вот главное его достоинство!».

При изучении основ русской цивилизации обязаны  и мы называть вещи  правильными именами.  Бога будем именовать  Богом, а дьявола – дьяволом. Горе тому, кто, по злому умыслу или неразумию,  не соблюдает этого  духовного правила.               

  

                                                        Литература

1.      Д.И. Менделеев. Границ познанию предвидеть невозможно. М.: Советская Россия, 1991.

2.      К.Н. Леонтьев. Восток, Россия и Славянство (Духовная проза 1872–1891 годов). М.: Республика, 1996.

3.      С.Л. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 2003.

4.      П. Минин. Главные направления древнецерковной мистики // Мистическое богословие. Киев: Христианская ассоциация «Путь к истине», 1991.

5.      В.В. Бобынин. Гоёне Вронский и его учение о философии математики. М., 1884.

6.      Мыслители Отечества. Подолинский  Сергей Андреевич. М.: Ноосфера, 1994.

7.      В.И. Вернадский. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994.

8.      С.Н. Трубецкой. Курс истории древней философии. М., 1997.

9.      К.Н. Метнер. Муза и мода // И.А. Ильин. Собр. соч.в 10 т. Т.6, кн.1. М.,1996.

10.  Кн. Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе // Русская мысль, январь-февраль 1918г.

11.  П.А. Флоренский. У водоразделов мысли. М.:Правда, 1990.

12.  П.А. Флоренский. Мнимости в геометрии (Опыт нового истолкования мнимостей). М.:Лазурь, 1991, 2-е изд.

13.  Л.Г. Антипенко. О научном  завещании Д.И. Менделеева // Философия и будущее цивилизации (Тезисы докладов и выступлений IV философского конгресса. Москва, 24–28 мая 2005 г.), т.1.  М.:Современные тетради, 2005.

14.  Н.А. Сетницкий. Целостный идеал // Н.Ф. Фёдоров. Pro et contra. Книга первая. СПб., 2004.

15.  В.Н. Муравьёв. Овладение временем. М.: РОССПЭН, 1998.

16.  Н.В. Устрялов. Проблема прогресса. М., 1998.

17.  П. Боранецкий. О самом важном (Конечное назначение человека). Париж, 1956.

18.  Л.Г. Антипенко. О русском проекте овладения временем. М.:Век книги, 2004.

19.  Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей, т.II, М.:Критерион, 2002.

20.  Мир политической мысли (Хрестоматия по политологии), часть IV, кн. 1. СПб., 1999.

21.  Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937–1983, 3-е изд.

22.  М.Э. Поснов. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). 1964.

23.  С.Н. Палеолог. Около власти. М.: Айрисс пресс, 2004.

24.  Дж. Флетчер. О русском государстве. М.: «Захаров», 2002.

25.  А.И  Герцен. О социализме (избранное). М.:Наука, 1974.

26.  Н.О. Лосский. Характер русского народа. В двух книгах, кн. 1-я. «Посев», 1957.

27.  В.В. Зеньковский. История русской философии, т.1, Париж, 1948.

28.  Х.С. Чемберлен. Явление Христа. СПб., 1907.

     Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 <10>