Поиск по сайту
Подписка на рассылку

Л.Г.Антипенко "Метаправо и социалистическое правосознание"

II

Каждое крупное научное открытие появляется не на пустом месте. Ему предшествуют труды других мыслителей, работавших в том же направлении или в смежных областях культурной деятельности. Теория метаправа тоже имеет предшествующие ей наработки. Важное место в них занимают изыскания П.С. Боранецкого. Его мировоззренческие достижения освещены нами кратко в отдельной статье [3]. Здесь же достаточно отметить, что он внёс значительный вклад в разработку метаистории, той дисциплины мысли, которая и открывает путь к усвоению метаправа. Метаисторией будем называть такой теоретический взгляд на историю, который позволяет увидеть, что исторический процесс квантуется на отдельные целостные периоды, гештальты (по-немецки) так, что между отдельными гештальтами устанавливается, можно сказать, резонансное соответствие. (Для сравненения: звучит музыкальная симфония, и мы воспринимаем её как целостное произведение благодаря повторяющемуся исполнению некоторого рефрена, хотя он не повторяет буквально того, что уже ранее прозвучало).  Такое соответствие могло бы служить средством калибровки, удостоверения исторической истины. Оно для тех, кто желал бы положить конец произвольным историческим измышлениям и спекуляциям.

Есть некоторые образные средства, позволяющие облегчить понимание данного поистине коперниканского переворота во взглядах на исторический процесс. Я воспользуюсь  заимствованным у Р. Оппенгеймера образом «летающей трапеции» [4] [Роберт Оппенгеймер – американский физик, один из авторов «Манхэттонского проекта», нацеленного на создание атомной бомбы.]. «Летающая трапеция» – аналог спортивного снаряда, совершающего колебательные (маятниковые) движения под куполом цирка. Она в данном случае – подходящая модель исторического времени с учётом  внесения одной поправки. Так примем, что движение трапеции слева направо символизирует ход исторического времени от прошлого к будущему. Ход этот  вполне нагляден или, во всяком случае, привычен для понимания. Движение же справа налево не поддаётся прямому наблюдению. Однако есть уверенность в том, что такое обратное движение совершается, хотим ли мы это признавать или не хотим. Ведь помимо прошлого и будущего существует ещё настоящее, то, что обозначается словом «теперь». А понятие «теперь» обретает смысл лишь в том случае, если допустить, что существуют два временных потока – от прошлого к будущему и, обратно, от будущего к прошлому, – и что эти два потока уравновешиваются в «теперь» (прохождение трапецией положения равновесия). Обратное течение времени, по причине отсутствия его эмпирического наблюдения, принято называть мнимым.  Смысл термина «мнимый», если иметь в виду его математическое содержание, тот же самый, что вкладывается в понятие мнимых и комплексных чисел.

Итак, в переживаемом настоящем прошлое встречается с будущим, но о том, какой гештальт из прошлого переносится в настоящее, может судить не каждый, а лишь тот исследователь, который обладает способностью открываемого здесь коперниканского мировидения в исторической науке. (Об отечественных мыслителях с рангом коперниканского мышления см. в [5]). Для него открывается возможность прочувствовать резонансное соответствие двух исторических гештальтов, располагаемых в прошлом, или одного в прошлом, другого – в будущем. Во втором случае высвечивание исторической истины позволяет делать предсказания о грядущих событиях.

Проиллюстрируем сделанный вывод двумя примерами. Первый касается (резонансного) соответствия двух уже ушедших в прошлое эпох – эпохи Ивана Грозного и эпохи Иосифа Сталина. Удивительное созвучие той и другой находит подтверждение в одном  совсем уж  неожиданном факте: ненавистники Сталина являются ненавистниками Грозного, и наоборот. Второй пример представляет собой то, что совершается прямо на наших глазах. В стране наблюдается восстановление господства иудео-хазарского каганата, т.е. того господства, которое имело место на Руси в IXX веках  вплоть до того исторического момента, когда каганат  был разгромлен  великим русским князем Святославом, что произошло в 965 году [6].

Назад 1 <2> 3 4 5 Вперед