Поиск по сайту
Подписка на рассылку
|
МанифестВнесём теперь большую ясность в вопрос о научном подходе древних к интерпретации знаков зодиака. Их научный подход отличается от современного по части понимания времени. Он не совпадает с методикой механического отсчёта времени, охватывающего Большой тропический год или его составные части. Представление об абстрактно-оголённом течении времени древним не было присуще, оно их мало интересовало. Временные циклы их интересовали постольку, поскольку в них они замечали их корреляцию с крупномасштабными земными событиями. Правда, при установлении такой корреляции приходилось преодолевать одно затруднение. Открыв прецессионный цикл и разделив его на 12 частей, древние астрономы могли сгруппировать звёзды под каждым из знаков зодиака только со значительной долей условности. Поскольку оставалась неизвестной начальная точка отсчёта всего цикла, границы между зодиаками не могли быть определены достаточно чётко. Так, скажем, по одним историческим данным эпоха Тельца закончилась в 2200 году до н.э., после чего наступила эпоха Овна, наследуемая эпохой Рыб. А по другим данным период перехода от эпохи Тельца к эпохе Овна приходился на 2400–2300 гг. до н.э., т.е. эпоха Тельца наступила, по крайней мере, на 100 лет раньше. И мы тоже теперь стоим перед неопределённостью относительно того, к какому году надо относить начало эпохи Водолея. Древние эту неопределённость устраняли путём тесного согласования того, что имеет место на небе, с тем, что происходит на земле. Линию водораздела между зодиакальными знаками они прочерчивали, ассоциируя её, как мы уже выше сказали, с каким-нибудь эпохальным историческим событием. К числу таких событий могли быть отнесены: возникновение государства, крупный военный успех (типа военных подвигов Александра Македонского), крупномасштабные достижения в развитии научной мысли или культуры в целом. Однако всё-таки остаётся вопрос: насколько достоверным является мнение о том, что смена зодиакальных эпох имеет действительное, а не воображаемое, влияние на земные дела людей? Что может сказать на этот счёт современная наука? Не скатываемся ли мы здесь, подражая древним, к астрологическим соблазнам? Отметим, что разница между излагаемой нами научной концепцией и астрологией принципиальна. Астрология строит свои расчёты, если можно так выразиться, используя скалярные величины, посредством которых определяется местоположение Земли на орбите вокруг Солнца. Астрологические «предсказания» являются функцией от этих параметров. Но их количественные изменения при переходе от одного зодиака к другому в масштабах нашей Галактики (не говоря уже о Вселенной) пренебрежимо малы. Научное же учение о смене зодиакальных эпох имеет дело с величинами векторными. В различные эпохи аксиальный вектор Земли (земная ось) зондирует разные области Галактики и всей Вселенной. Потому-то мы можем быть уверены в том, что на протяжении Большого тропического года влияние космоса на Землю испытывает периодические колебания. И их волей-неволей приходится или придётся учитывать в земной жизни.. Выдающийся учёный-психолог Карл Юнг (1875–1961), пишет Элфорд, подвергся жестокой критике, когда высказал мнение, что египтянам были известны этапы перехода от одного знака зодиака к другому. «На Юнга произвело особенно сильное впечатление то, что наступление хаоса в Египте и падение Древнего царства совпало с окончанием периода Быка и началом периода Овна. Он назвал эти переходы «переходами вечностей», сопровождающимися порой катастрофическими сдвигами, и даже отметил неустойчивость той эпохи, когда он жил, объясняя это следствием перехода от зодиака Рыб к знаку Водолея» (Элфорд, с. 312). Если высказывание о временной особенности падения Древнего царства исторически истинно, то, скорее всего, момент его падения и стал обозначением окончания периода Быка. Однако не подлежит сомнению, что поскольку одна двенадцатая часть Большого тропического года соответствует значительному изменению в направлении аксиального вектора Земли, влияние такого изменения на земные дела людей не могло оставаться незамеченным. Термин «Титановый век» мы специально вводим для того, чтобы характеризовать историческое развитие русской цивилизации, сопоставляя её достижения с достижениями других цивилизаций. Согласно астрономическим сведениям наша современная жизнь протекает, как отмечено выше, в переходный период между эпохою Рыб и эпохою Водолея. И мы располагаем данными к тому, чтобы отметить точной датой начало этого периода. 23 (11) января 1826 года Н.И. Лобачевский передал факультету Казанского университета, на котором он вёл курс математики, свой знаменитый доклад, содержащий развёрнутое изложение не-евклидовой (Воображаемой) геометрии. Оценивая данное научное открытие, Д.И. Менделеев писал: «Геометрические знания составили основу всей точной науки, а самобытность геометрии Лобачевского – зарю самостоятельного развития наук в России. Посев научный взойдёт для жатвы народной». Обратим внимание на фразу «геометрические знания составили основу всей точной науки». Эти знания были выделены в особый предмет и соотнесены с идеей геометрического логоса ещё во времена Платона (427–347). На портале платоновской Академии, основанной приблизительно в 385 году до н.э., было начертано: «Негеометр да не войдёт!». Впоследствии во 2-м веке до н.э. геометрическое учение было изложено Евклидом в той форме, в которой оно и дошло до нашего времени под названием евклидовой геометрии. Вероятно, неслучайным является тот факт, что между открытиями евклидовой и не-евклидовой геометрии располагается отрезок времени, равный зодиакальной эпохе. Сто двадцать лет тому назад русская цивилизация положила начало Титановому веку, на счету которого находится множество её крупномасштабных научных и культурных достижений, вершиной которых к настоящему времени является первый выход земного – русского – человека в космическое пространство. Рубеж 1825–1826 годов знаменателен и в двух других отношениях. В эти годы достигла своего расцвета поэтическая муза А.С. Пушкина. Напомним хотя бы о том, что в 1925 году он опубликовал драму «Борис Годунов», к концу 1826 года были закончены шесть (из восьми) глав самого выдающего его творения – поэмы «Евгений Онегин». В эти же годы происходило становление музыкального гения М.И. Глинки (1804–1857). Так что все три ипостаси единого небесного Логоса – логос вербальный, логос музыкальный (мелос) и логос числовой, или геометрический, практически в одно и то же время осенили русскую культуру. Эпохальное название «Титановый век» мы заимствуем от П.С. Боранецкого (род. в Л.Г. Антипенко, М.А. Воронин |